"Рондо в кубинском стиле"
"С.-Петербургские ведомости"
Выпуск № 128 от 16.07.2007
Настасья ХРУЩЕВА

Можно ли представить на одной сцене академическую пианистку и кубинского перкуссиониста-импровизатора? Оказывается, да. В этом мог убедиться каждый, кто пришел в концертный зал Смольного собора, где в жаркий день 12 июля произошло рождение нового дуэта In-temporalis.

Петербургская пианистка Полина Фрадкина в своем творчестве всегда искала нестандартные решения. Один из ее концептуальных проектов – это концерт «Шопен и Антишопен», в первом отделении которого звучит музыка польского романтика, а во втором – авангардные произведения Слонимского, Друха, Фиртича. Бьющему через край темпераменту Полины давно стали тесными рамки традиционного исполнения классической музыки. Возможно, поэтому пианистка с таким удовольствием исполняла сонату Фиртича, в которой, по замыслу композитора, исполнитель должен не только играть, но и... кричать.

Предложив сотрудничество виртуозному и обаятельному кубинскому ударнику Йоелю Гонсалесу, Полина просто «угадала себя до конца». Именно в таком дуэте натура и яркий талант Фрадкиной проявились с полной силой.

Концерт открылся произведением Игоря Друха на темы Чайковского «Рондо в кубинском стиле». Затем в транскрипции дуэта In-temporalis прозвучали финал 17-й сонаты Бетховена, «Павана» Равеля, «Полет шмеля» Римского-Корсакова – Рахманинова и «Старый замок» Мусоргского.

Любая обработка классических произведений всегда рискованна. Нужно не только «не испортить» гениальную музыку, но и выявить что-то новое, никем до этого не услышанное. Здесь музыкант вступает в равноправный диалог (а то и в более близкие отношения) с композитором, творение которого переосмысливает. Чтобы создать настоящее произведение искусства, нужны глубокое владение материалом, безупречный вкус и, конечно, любовь. В исполнении дуэта In-temporalis известная музыка заиграла новыми красками, в ней вскрылись потаенные пласты. Например, у Бетховена выявился переменный метр, у Равеля – джазовые гармонии, у Мусоргского – испанский «надрыв».

In-temporalis означает «вне времени». Действительно, на концерте размылись границы и эпох, и жанров, и стилей. Во вневременном пространстве дуэта In-temporalis Друх говорит с Чайковским, Гонсалес – с Шопеном, а неистовая ритмика импровизаций кубинского ударника – с изощренными метрическими решениями Бетховена... Сложно сказать, что перед нами – тонкая джазовая обработка классики или произведение постмодернистского искусства, в котором ищутся новые связи и параллели.

Раньше на концертах Полина кричала сама – точно в соответствии с текстом сонаты Фиртича. Теперь эту обязанность она передала другому. Гонсалес и поет, и кричит, и стонет, и шепчет – когда больше не может молчать. С особенным артистизмом ударник исполнил и свою собственную композицию «Ностальгия», чем привел слушателей в состояние неистового восторга.

Концерт стал настоящим музыкальным пиршеством для всех – от непрофессионалов до теоретиков музыки. Два исполнителя – как инь и ян – воплощали противоположные начала. Женское и мужское, академическое и джазовое, певучее и ударное, сдержанное и импульсивное. Токи, возникающие между двумя музыкантами, создавали в зале мощное напряжение, явно выходящее за пределы закона Ома.

Все действо на сцене было пронизано испанской стихией. Это и стилизованные костюмы (разработанные дизайнером Полиной Раудсон), и полные страсти восклицания кубинца Гонсалеса, и обжигающие ритмы «Танца огня» де Фальи.

Гарсиа Лорка в своих лекциях говорит об уникальном явлении, которое наполняет особой энергией всю культуру Испании – от фламенко до корриды. Это дуэнде, или «бес». Часто исполнителям, одержимым «бесом», по словам Лорки, «удавалось найти нечто новое, ничего общего не имевшее с подлинником: они вливали в пустые тела произведений горячую кровь и мысль». Слушая In-temporalis, хочется воскликнуть, подобно старой цыганской танцовщице в одной из лорковских статей: «Оле! Здесь есть дуэнде!».

Анонсы In-Temporalis
Журнал «Time Out Петербург» 25 января – 7 февраля 2008 №2 (136)

В свою worldmusic - орбиту Полина Фрадкина и Иоэль Гонсалес вовлекают уже не только разные стили и направления мировой музыкальной культуры, но и новых исполнителей. Это происходит по биологическим законам, о которых проще узнать в школьном учебнике анатомии в разделах про размножение и развитие. Новый проект дуэта- «Инструментальный театр», в который приглашены музыканты с инструментами, олицетворяющими разные направления. Это дудук, гитара-фламенко, электрогитара, тембры из арсенала медных духовых, плюс древние ритуальные афрокубинские танцы в исполнении очаровательных кубинок. На повестке дня вариации на заданную тему: «Сопряжение мировой классики с этнической, джазовой и авангардной музыкой». В. Д. 29 апреля, Смольный собор

Генеральный партнер дуэта In-temporalis Генеральный партнер дуэта In-temporalis Генеральный партнер дуэта In-temporalis
Генеральный партнер дуэта In-temporalis Генеральный партнер дуэта In-temporalis
IN-TEMPORALIS © 2007-2020
Create GRIN DESIGN © 2007-2020